28 февраля
Герою Социалистического Труда, заслуженному строителю РСФСР, Якутской и Татарской
АССР, кавалеру боевого ордена Красной Звезды, орденов Ленина, Октябрьской революции,
Трудового Красного Знамени, Почетному гражданину городов Мирный и Набережные
Челны Евгению Никаноровичу Батенчуку, еще при
жизни ставшему легендой отечественного строительства, исполнилось
бы 105 лет.
Родился Евгений Никанорович 28
февраля 1914 года в городе Балта в семье, где было одиннадцать детей. В 1925
году семья Батенчуков переехала в Одессу. В школьные годы будущий
строитель мечтал стать то моряком, то хирургом, а еще он любил писать стихи и рассказы. С четырнадцати
лет Евгений
Батенчук пошел работать слесарем на металлургический завод, а в 1931-м вступил в
комсомол. В восемнадцать лет был назначен директором завода по выпуску
поршневых колец для американских тракторов "Фердзон". Затем семья
переехала в Донбасс, в город Рубежное, где Евгений поступил сначала на рабфак, а потом в Рубежанский
химико-технологический институт. В институте Батенчук познакомился с
будущей подругой жизни, и в 1939 году они поженились. Он до конца своих
дней нежно любил Людмилу Васильевну.
Затем была Красная Армия. Служил Батенчук в Латвии на берегу Немана. Началась война, далее плен. В
концлагере он создал подпольную организацию, выпуская газету, подписанную
номером его партбилета, стал участником европейского Сопротивления…
Строительство Краснополянской ГЭС, куда Батенчук был направлен, было очень
сложным периодом его жизни. Специалистов не хватало. Он многому
учился сам и обучал других, работая механиком, заведующим механической
мастерской, главным механиком управления строительства Сочигэсстрой.
В 1955 году Е. Н. Батенчука пригласили на строительство Иркутской
ГЭС. Будучи заместителем главного инженера, Евгений Никанорович стал
крупным специалистом по механизации гидротехнического строительства. Он
создал новую систему использования машин и механизмов на стройке, которая резко
повысила коэффициент техники и ее производительность.
Летом 1958 года в ЦК КПСС Е. Н. Батенчуку предложили возглавить в
Якутии строительство алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС.
С февраля 1971 года он жил и трудился в нашем городе, работая сначала заместителем начальника стройки, а затем руководителем Камгэсэнергостроя (с 1979 по 1989 год), был советником генерального директора. Камгэсэнергострой свято хранит память об этом удивительном человеке – умелом организаторе строительного производства, талантливом инженере, и сегодня мы начинаем на нашем сайте цикл материалов с воспоминаниями коллег и учеников легендарного Бати о самой яркой вехе в летописи КамГЭСа, о семидесятых годах.
Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы:
– Как складывались Ваши отношения с Е. Н. Батенчуком?
– Что в нем Вас восхищает?
Алексей Алексеевич Быкадоров – инженер-гидротехник с более чем 45-летним стажем работы на стройках энергетики, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы народов:
– Евгений Никанорович Батенчук возглавил Камгэсэнергострой в феврале 1971-го: шел второй год строительства КАМАЗа. А приехал он к нам полноценным инженером-гидростроителем, пройдя такие стройки, как Краснополянская, Иркутская и Вилюйская ГЭС. Это был человек, хорошо понимающий, что строительство гидроузла – дело нетиповое и нелегкое и, несмотря на то, что главной заботой Батенчука было строительство объектов КАМАЗа, он никогда не забывал о необходимости строительства Нижнекамской гидростанции. Поэтому руководимому мной в то время управлению «Гидрострой» предоставлялась большая самостоятельность в решении технических и оргвопросов, касающихся строительства ГЭС.
Понимая, что строительство гидроузла находится «в загоне» и что УС «Гидрострой» вынуждено было вести строительство очистных сооружений, водозабора, промкомзоны, сельских объектов, Евгений Никанорович сумел правильно организовать наши производственные отношения. Мы, два коллектива: КамГЭС и Гидрострой, работали как соратники.
Хочется заметить, что он ни разу не повысил на меня голос, не объявил мне ни одного взыскания. А когда нужно было направлять людей на какой-либо отстающий объект автозавода, он звонил или присылал записку, которая начиналась словами: «Прошу…».
Если Евгений Никанорович видел промах в моей работе, то он давал совет из своей практики, объяснял, как выйти из положения. Мне больше всего импонировали его практический ум и рассудительность. Об этом человеке можно смело сказать: «Ума – палата!»
– Евгений Никанорович, зная детали производственного процесса, всегда вникал и в детали будущих технологических процессов. Например, если он посещал строительство хлебозавода, то ему нужно было знать всю цепочку производства: от бункеров хранения муки до выхода из печи готовой булки. Так же было и при строительстве молокозавода, мясокомбината.
Однажды в воскресенье раздался звонок: «Я хочу посмотреть, как у вас идет строительство свинокомплекса на 16 тыс. голов в совхозе «Татарстан», – сказал Евгений Никанорович. И вот мы в «Татарстане». Я думал, что он сразу пойдет на стройку, но не тут-то было! Батенчук взял за руку директора совхоза и все мы пошли осматривать действующий свинокомплекс. При этом Евгений Никанорович с интересом слушал рассказ директора о процессе выращивания свиней с самого рождения. И только потом мы начали обход стройки.
Запомнился мне и 1979-й год, когда строительство КАМАЗа было в полном разгаре, а на гидростанции должен был состояться пуск 1-го агрегата. Два часа ночи… Начальнику многотысячного Камгэсэнергостроя Евгению Батенчуку в это время надо бы отдохнуть, а он терпеливо ждет первых оборотов 1-го агрегата ГЭС. Хотя он и строитель гигантского завода и большого города, в его жилах «течет голубая кровь» и позади большая школа гидростроительства.
А когда началась «горбачевско-ельцинская» перестройка и Евгений Никанорович оказался уже в роли советника у начальника Камгэсэнергостроя, я зашел к нему как-то и увидел в кабинете много народу. Надо сказать, что его всегда окружали люди. «А я в это смутное время даю советы молодым, как выжить, как организовать свой «бизнес» и т.д.», – поделился со мной Евгений Никанорович. Он и это знал раньше других.
Рашид Гильмутдинович Фатхутдинов – бригадир комсомольско-молодежной бригады монтажников Нижнекамскгэсстроя, кавалер орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени:
– Впервые я встретился с Евгением Никаноровичем на Иркутской ГЭС, где работал слесарем в бригаде монтажников Николая Демидова. А Батенчук был тогда главным механиком «Иркутскгэсстроя». Помню, что мы сдавали одну за другой насосные и компрессорные станции. И вот при сдаче в эксплуатацию большой насосной станции для города мы встретились с ним. Так получилось, что проектировщики ошиблись в установке вакуумных насосов (с 1-го этажа их срочно нужно было поднять на 2-й этаж) и насосная не запускалась. И днем, и ночью мы переделывали вакуумные насосы под руководством Батенчука, который постоянно находился с нами: поддерживал добрым словом, давал дельные советы, помогал нам во всем. Он прост был в общении, с уважением относился к каждому из нас. Нам даже обеды носили через Ангару наши жены, и Евгению Никаноровичу тоже. Вот так вместе мы и сдали эту сложную насосную.
Затем судьба сложилась так, что я уехал на Токтогульскую ГЭС, создал там бригаду монтажников-гидростроителей, а Евгений Никанорович начал работать на Вилюе. Позднее по приглашению Петра Михайловича Пелеха я с бригадой приехал на строительство Нижнекамской ГЭС – это был 1964-й год. А Евгения Никаноровича встретил я в Челнах в 1971-м, возле Почтамта. Помню, он узнал меня сразу, обнял и спросил: «Как дела, бригадир?» И мы время от времени встречались с ним, он меня даже пригласил на свое 80-летие. Это был удивительный человек. Ему по статусу нужно было быть жестким, суровым, а на самом деле он был мягким и каждый человек был для него личностью с большой буквы. Он просто любил людей...
нностей, но расширял познания в организации строительства. Меня поражали память Батенчука, знание дела, интуиция, умение вести разговор без лишних нравоучений.
Следующие 8 лет я строила Красноярскую ГЭС, а в конце 1970 года была “откомандирована в распоряжение “Камгэсэнергостроя” .
Через несколько месяцев, в феврале 1971 года, на Каму прибыл Батенчук. Он оставался таким же, так же свободно можно было войти в его кабинет, согласовать или срочно подписать документы, получить совет и т.д.
Меня поражало в нем умение управлять таким мощным коллективом, знание людей, доверие к человеку, интуиция в подборе кадров, его команды. В таком коллективе было приятно работать, каждый делал свое дело с ответственностью. Это был лидер. Не счесть его учеников. Однако, уходит поколение участников строительства тех великих лет. Хотелось бы, чтобы память о Бате и его делах жила долго. Грядущее поколение должно знать о таких людях и их заслугах на нашей земле.
***
ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА
«Стройка на Каме стала одним из ярчайших событий XX века. Она наглядно показала возможности наших людей, продемонстрировала силу и мощь нашей экономики. А сколько сильных и интересных личностей выросло на ее благодатной почве! Одной из них является Евгений Никанорович Батенчук, привезший в Набережные Челны опыт строительства нескольких гидростанций – Краснополянской, Иркутской, Вилюйской. Он стал легендой стройки, потому что и сам был явлением эпохи, ее ярчайшим отражением. ...Именно в Набережных Челнах во всю мощь проявились его недюжинный организаторский талант, инициативность и творчество, дипломатичность, умение находить эффективные пути решения сложнейших проблем. Его легендарная трудовая биография – яркий пример жизни человека, достигшего своим трудом и признания, и славы. Он был мудрым руководителем и прекрасным наставником, им воспитана целая плеяда высококвалифицированных руководителей и специалистов строительного дела, которые с честью несут эстафету знатного строителя России».
Минтимер Шаймиев, первый Президент Республики Татарстан
***
«Е. Н. Батенчук был крупным специалистом-организатором производства и обладал замечательным талантом работы с людьми. Он выявлял в каждом человеке его лучшие качества и способности, и использовал их в полной мере в интересах дела… Евгения Никаноровича не просто уважали – его любили».
Борис Медведев,, директор каскада Вилюйских ГЭС им. Е. Н. Батенчука.
***
«…Человек талантливый и смелый, сумевший преодолеть превратности судьбы, выпавшие на его долю, прошедший долгий жизненный путь от слесаря до начальника стройки. Почти полвека на стройках – и каких! От субтропической Краснополянской ГЭС до заполярной Вилюйской ГЭС, построенной в условиях вечной мерзлоты. От Иркутской гидроэлектростанции в Сибири до нигде еще не повторенной грандиозной комплексной стройки в Татарстане, включавшей огромный КАМАЗ, Нижнекамскую ГЭС, несколько ТЭЦ и другие предприятия, а также город, выросший за двадцать лет от 30 до 500 тысяч населения, и пригородную сельскохозяйственную зону».
Лариса Полякова, лауреат журналистской премии им.Д.Фурманова, дважды лауреат литературно-краеведческой премии им. Э. Касимова
28.02.2019