В Камгэсэнергострое всегда широко отмечался профессиональный праздник автомобилистов, ведь их вклад в общий ритм строительного комплекса, действительно, велик. Да и транспортники наши всегда отличались настоящими профессионалами и приверженцами своей нелегкой профессии. 28 октября – День автомобилиста.
Ветераны ПУАТ поделились с нами своими воспоминаниями.
Николай Иванович Дружинин – бригадир водителей АТХ-6, председатель Совета бригадиров ПУАТ.
– Время было очень интересное, пронизанное всеобщим энтузиазмом стройки, да и мы все были тогда молоды… В моей бригаде было 23 автомобиля, в том числе знаменитый 48-метровый длинномер «КРАЗ-255» для перевозки 24-метровых балок, единственный в ПУАТ. Именно нашей бригаде было поручено перевозить стройматериалы из Нижнекамска для строительства завода двигателей. То время было популярным на различные почины, вот и мы выступили с инициативой «наименьшим составом – наибольшую производительность», то есть я, к примеру, еду в Нижнекамск не пустой, а с грузом, и возвращаюсь оттуда в Челны тоже со стройматериалами. Мой коллега, который раньше, до объявления нашей инициативы, приезжал в Челны без груза, стал привозить сюда железобетон и уезжал обратно тоже с грузом. Мы здорово экономили тем самым время, работая комплексно с нижнекамцами, и нашу инициативу поддержали руководители стройки. Нужно сказать, что с большим теплом и вниманием относился к нам сам Евгений Никанорович Батенчук, который постоянно интересовался делами бригады, а меня приглашал на каждую планерку.
В 90-е годы перевозок стало гораздо меньше, предприятия стройиндустрии не выпускали уже в огромном количестве стройматериалов. Зато было положено начало строительству ТатАЭС: мне, как бригадиру водителей, поручили перевезти на площадку атомной первый бытовой вагончик. Помню, когда я его доставил на будущую строительную площадку, деревушка Камские Поляны, которая потом так разрослась, еще спала. А затем моя бригада перевезла туда, можно сказать, целый бытовой городок – это была стартовая база КамГЭСа. Не забыть мне и поручение руководства стройки перевезти в Камполяны первую панель на жилой дом… Это был настоящий праздник.
Однако, не довелось нам достроить атомную и последовало поручение возводить тракторный завод. Мы доставляли из Нижнекамска теплотрассы для инженерных сетей под строительство жилого комплекса, параллельно начинали строить корпуса ЕлАЗа.
Наша бригада была одной из первых не только на строящихся объектах, но и в плане традиций. За все время моего бригадирствования в нашем коллективе водителей не было ни одного случая попадания работника в медвытрезвитель. А, что греха таить, такое случалось на стройке, многие семьи распадались. Я просто собрал как-то ребят и сказал: «если увижу кого-нибудь в нетрезвом виде на работе, считайте, что вы уволены из моей бригады». Но дни рождения мы отмечали: ни один именинник в бригаде не оставался без хорошего подарка. В этом меня поддержало руководство АТХ и ПУАТ.
А с введением листка трудового участия каждого водителя в работе автохозяйства, ребята начали работать еще лучше: стимул появился. Это отчет я сдавал в ОТиЗ.
Наша бригада боролась и с хамами на дорогах! Между прочим, это работало: к нам прислушивались, на дорогах в основном царило уважение водителей друг к другу. Сегодня же я наблюдаю на трассах полный беспредел: никакой водительской этики.
Вообще, я с ностальгией вспоминаю те времена… И я благодарен судьбе, что работал с такими замечательными руководителями и специалистами, как Е. Н. Батенчук, В. Ф. Росляков, Н. Ермаков, В. М. Березкин, Ф. Х. Хаматдинов, В. Г. Чикалкин и со многими другими. Мне было интересно трудиться в одной команде с бригадирами Н. Соловьевым, К. Альчиковым и другими. ПУАТ в то время было энергетической компанией, которая работала в одной команде с монтажниками, каменщиками, отделочниками.
Владимир Михайлович Березкин – ветеран автотранспорта Камгэсэнергостроя, работавший начальником ПТО ПУАТ (1972-1987 гг.), заместителем главного инженера ПУАТ (1987-1996 гг.), руководителем службы механизации и автотранспорта Камгэсэнергостроя.
– В автотранспортном хозяйстве Камгэсэнергостроя я работал с марта 1970 года – это было пиковое время гигантского строительства. Сначала был инженером ремонтно-технического отдела, а в 1977 году меня назначили начальником ПТО.
У нас в то время было 460 автомобилей: часть базировалась в Заинске, а остальные автомобили в Казани и Нижнекамске. Начальный период автотранспортного предприятия характеризуется отсутствием автобаз по ремонту. И хотя они были запроектированы (карбюраторные и дизельные автомобильные базы), их строительство, тем не менее шло ни шатко, ни валко. Все изменилось после посещения стройки комиссией во главе с Фалалеевым, сделавшей вывод о том, что многие машины простаивают. Было собрано экстренное совещание, где по заданию руководства предприятия отчитываться пришлось мне, и я заострил внимание комиссии на отсутствии автобаз. В результате было принято решение отправить на капремонт длительно простаивающие машины, а вопрос с запчастями решить совместно с министерством автотранспорта РФ.
Именно после этого совещания началась эпопея по ремонту и восстановлению машин. Мы, транспортники КамГЭСа, воспряли духом и внедрили популярный в те годы агрегатно-участковый метод ТО и ремонта автомобилей, во многом сокративший простои машин. Большая заслуга в этом деле принадлежала главным инженерам АТХ Н. А. Тарасову, А. М. Лебедеву, Н. Н. Баранову и др. Огромная роль в этом деле отводилась и главному инженеру ПУАТ Е. П. Лобову, работавшему ранее заместителем главного механика Камгэсэнергостроя. С этим человеком мне довелось работать много лет, и я благодарен судьбе за встречу с этим интеллигентным грамотным специалистом.
Строительство предполагало перевозку различных грузов, и в тот период были очень важны наши рационализаторские предложения. Когда, к примеру, встал вопрос по перевозке раствора ЗИЛом-самосвалом, то на задний борт машины мы приспособили дозатор. Большую роль сыграло тогда и изготовление автоприцепов из числа списанных самосвалов, а также процесс утепления кузова КРАЗов с тем, чтобы не было налипания глины в кузов.
Так, в 1973 году было принято решение создать Авторемонтный завод. Честь и хвала этому предприятию, сыгравшему огромную роль в жизни транспортного хозяйства Камгэсэнергостроя. Мы там осуществляли капитальный и текущий ремонт двигателей, узлов и агрегатов автомобилей «ЗИЛ», «КАМАЗ», изготовление остродефицитных деталей, производили переоборудование автомобилей, прицепов и полуприцепов в контейнеровозы. Никогда не забуду совместную плодотворную работу с первым директором завода Г. А. Верстуниным, главным инженером И. З. Сабировым, руководителем техотдела А. М. Коптевым, начальником производства Н. И. Кузнецовым…
А когда я вышел с предложением о создании базы централизованного техобслуживания (БЦТО) в первую очередь для замены агрегатов, то мою идею подхватили и даже создали отдел новой техники, который возглавил мой заместитель А. П. Никаноров. Благодаря ему и конструкторам БЦТО была спроектирована, выполнено четыре конвейера. Объем работы был громаднейший: на этой станции осуществлялось техобслуживание №2 «КРАЗов», «МАЗов», «КАМАЗов», а одна линия была выделена под централизованную замену агрегатов. Это все было отдельно от АТХ и делалось оперативно, квалифицированно, сокращало простои в ремонте машин. И здесь огромная заслуга АРЗ была в том, что завод строго по графику обеспечивал БЦТО агрегатами, двигателями и т.д. Апофеозом деятельности нашей службы стало проведение в 1982 году на базе нашей БЦТО Всесоюзного совещания транспортников, где по итогам деятельности наше ПУАТ было признано одним из лучших в России.
Фото из архива транспортников:
На общих фотографиях водители ПУАТ Камгэсэнергостроя (Производственное управление автотранспорта), перевозившие сборный железобетон на строительство домов в Казань по программе ликвидации ветхого жилья.
Бригада водителей Х.Ахмадишина (1972 год).
22.10.2018