Продолжается декада старшего поколения и мы продолжаем знакомить нынешнее поколение камгэсэнергостроевцев с первопроходцами стройки, известными бригадирами Камгэсэнергостроя, ветеранами подразделений. Александр Ильич Сюткин посвятил работе в автотранспортной отрасли 34 года: он известный в Камгэсэнергострое автомобилист, стоявший у истоков создания легендарного ПУАТ (Производственное управление автомобильного транспорта).
Его коллеги по старой памяти и сегодня обращаются к нему с любовью: «Наш Ильич!» Недавно Александр Сюткин отметил знаменательный юбилей – 80-летие. Эти годы вместили в себя очень многое, но работа в Камгэсэнергострое всегда занимает почетное место в судьбе юбиляра.
Родом из детства
Родился Александр Ильич в деревушке Никишинцы Кировской области в многодетной семье. Его отец Илья Павлович председательствовал в колхозе, пока не началась война, был призван на фронт. Он воевал четыре года и вернулся домой первым из Никишенцев, весь в орденах и медалях. На третий же день после возвращения продолжил работу председателя колхоза. Старшим сыновьям Ильи Павловича Георгию и Григорию, к сожалению, не суждено было вернуться с фронта – оба погибли в боях за родину. Не дожил до победы и средний сын: умер от голода, и две сестры, тяжело болевшие. Остались четыре брата, и один из них – Александр. После успешного окончания 7 классов в школе он поработал трактористом в родной деревне и отправился служить в армию на Северный флот в Мурманскую область.
Школа жизни
Суровые моря, низкие температуры, длительные плавания – серьезное испытание для моряков. Вот и для Александра Сюткина – старшины-радиомеханика в армейские годы, служба на флоте стали и тяжелой, и почетной миссией, о которой он сегодня вспоминает с удовольствием.
– Меня всю жизнь сопровождали добрые люди, и первого своего Учителя я встретил именно на флоте – это капитан 3-го ранга Борис Николаевич Петров. Участник войны, командир торпедного катера, он относился к нам, детям войны, очень доброжелательно и в то же время требовательно, как родной отец. Всегда понимал нас и поддерживал. Из меня он, действительно, сделал настоящего человека, заставив учиться в вечерней школе и продолжить учебу после службы.
А продолжил я учебу в автомеханическом техникуме Великого Устюга. Поставил перед собой цель – непременно получить образование, и когда приехал его «штурмовать», попытка увенчалась успехом. Усердие, природные способности и отличные отзывы о службе на Северном флоте сделали свое дело. Позднее я возглавил учебный сектор техникума, стал членом партбюро. Там моим наставником был директор техникума Николай Григорьевич Пода – человек очень энергичный, пример профессионализма и организаторских способностей. Сегодня его всегда вспоминаю с благодарностью. А по распределению я, как краснодипломник, был направлен на строительство Красноярской ГЭС.
Профессия – моя судьба
Эта стройка на Енисее тогда была у всех на слуху, а началась в 1955 году. Грандиозный проект, реализация которого намечалась всего через десять лет после окончания войны, казался в то время фантастическим. В стране – разруха, голод, нужда. ГЭС должна появиться в тайге, на бездорожье, в сибирской глуши, – все это казалось невероятным. Но мы ее построили. Меня назначили на этой стройке старшим инженером по перевозкам на плотине. Мы создали там пять автохозяйств по различным направлениям перевозок и довольно успешно работали, снабжая стройку стройматериалами. Вообще, Красноярская ГЭС стала для меня школой профессионализма, поэтому в Набережные Челны я приехал уже с солидным багажом знаний и опыта. В эти же годы с Красноярской ГЭС на КамАЗ приехали М. М. Михайловская, В. П. Ластовка, В. Ф. Гладовский.
В строящиеся Челны я прибыл в 1969 году, чуть позднее моя семья: супруга и трое детей. А. В. Эгенбург сразу же отправил меня в автоконтору КамГЭСа, к М. И. Баранову. Зная тонкости работы АТХ, я начал с ломки старой системы и создал новую структуру автотранспорта. Меня удивило то, что, кроме путевых листов, никаких документов не было, как не было и разделения автотранспорта на вахты, полуприцепы, самосвалы и т.д. Словом, была настоящая каша… Постепенно мы стали приводить в порядок и документы, и транспорт объединять по группам. Кроме того, в учкомбинате я проводил занятия для экономистов и диспетчеров. Позднее мы создали два хозяйства: карбюраторное и дизельное, а затем и АТХ-6, которое обеспечивало стройку всеми материалами. Десять лет я работал в нем под руководством Х. С. Набиуллина заместителем по перевозкам. Это было главное АТХ по перевозкам, у нас были 562 машины и тысяча водителей, которые уверенно вели транспорт, чтобы своевременно доставить груз монтажникам и строителям в 44 треста. Только за 1970–1980 годы нашими бригадами водителей, а их насчитывалось 34, было перевезено более 680 млн. тонн различных грузов, грузооборот составлял более 6200 млн. т/км.
Ответственное отношение к поставленным задачам, организаторские способности и богатый профессиональный опыт – все это послужило основанием для назначения Сюткина начальником АТХ-3, призванным обеспечивать транспортом строительство Татарской атомной. «Евгений Никанорович Батенчук говорил мне: Ильич, давай сдадим первый реактор атомной, а потом уйдем на пенсию… Но не сложилась эта стройка, хотя столько труда строителей и транспортников было вложено в нее», – вспоминает Александр Ильич.
Затем свой богатый опыт и профессионализм применил он при создании автохозяйства в Менделеевске, куда его пригласили представители фирмы «Менде-Росси», а позднее в Камгэсэнергострое при процессе банкротства ряда автохозяйств.
Говорят, чтобы стать достойным человеком, нужна целая жизнь. И это верно, ведь уважение и авторитет завоевываются не в один день, а годами напряженного труда. Это хорошо видно на примере Александра Сюткина. Больше Вам счастливых дней, Александр Ильич, наполненных теплом и заботой близких!
05.10.2018