Трудовые
династии… В Камгэсэнергострое они являются
гордостью предприятия, ведь передавать секреты мастерства от деда к
отцу, от отца к сыну – что может быть надежнее и почетнее? Династии строителей навсегда останутся в истории
Камгэсэнергостроя. Останутся свидетельством ушедшего времени, свидетельством
духа коллективизма, трудовой рабочей чести.
Об этих людях надо знать и помнить о них. К 55-летию Камгэсэнергостроя мы открываем рубрику о династиях, работавших и работающих в нашем коллективе.
72 года – такая солидная цифра получится, если сложить общий трудовой стаж династии Хамидуллиных на заводе ячеистых бетонов. В свое время глава династии Хадей Хамидуллович, работая на лесозаводе, занимался поставкой опалубки на стройплощадку ЗЯБ и был в числе первопроходцев – строителей этого завода. Его сын Хамза Хадеевич тоже возводил корпуса завода и более 45 лет своей трудовой биографии посвятил работе в славном коллективе заводчан. Сегодня дело отца и деда продолжает Рамиль Хамзович Хамидуллин – начальник транспортного цеха ЗЯБ, он трудится на заводе уже более 25 лет.
Наш рассказ об ударнике строительства КАМАЗа, ветеране труда, ветеране стройки Хамзе Хадеевиче Хамидуллине, прожившем годы становления и развития завода на одном дыхании, начав практически с нуля, и до создания современного, хорошо оснащенного технически, предприятия. Хамза Хадеевич считает себя коренным челнинцем. Здесь учился, поступил на работу в СМУ-3 учеником арматурщика – это было в далеком 1962 году. Как известно, это управление занималось строительством базы стройиндустрии и нового поселка Гидростроителей, а возглавлял его знаменитый по тем временам Герой Социалистического Труда Дмитрий Прохоренко. Именно под его руководством в Челнах были введены мощности завода ячеистых бетонов.
В январе 1962 года бригаду арматурщиков, в которой работал и Хамза Хадеевич арматурщиком второго разряда, перевели на БСИ, то есть на завод ячеистых бетонов, так что он – первопроходец ЗЯБ. Уже в августе Хамза Хадеевич имел четвертый разряд арматурщика. Затем последовала трехлетняя служба в армии, в составе группы советских войск в Германии. А по возвращении Хамза Хамидуллин вновь продолжает работу на ЗЯБ, его приняли мастером арматурного цеха. И так до семидесятого года, а потом опять два года службы в Советской армии лейтенантом, после чего Хамза Хадеевич вернулся на завод ячеистых бетонов и работал уже в качестве начальника участка по выпуску облицовочной плитки «челнинка». Это время работы он считает наиболее ярким: в 1972 году выпущены изделия и конструкции первого дома новой улучшенной серии 1-468-БНЧ, в 1973 году завод вошел в состав ДСК Камгэсэнергостроя, в этом же году был изготовлен миллионный кубометр сборного железобетона. Когда участок по выпуску облицовочной плитки, выполнив свою миссию, прекратил свое существование, Хамзу Хамидуллина назначили заместителем начальника цеха КПД, затем электромехаником этого цеха, позднее заместителем начальника цеха сбыта и комплектации, а с 1991 года он стал главным диспетчером завода, то есть находился на главном пульте стройки.
На всей работе диспетчерской службы завода в те годы лежали черты характера Хамзы Хадеевича: требовательного, когда требует служба, и в то же время добрейшего, способного откликнуться на чужую беду, поделиться радостью. Вот почему и люди рядом с Хамидуллиным чувствовали себя надежно. Ведь он привык быть всегда в курсе всех событий на заводе и на стройке, чутко реагировать на них. А как много в успехе строительного производства зависело от знаний, распорядительности диспетчера – дирижера завода, его умения ладить с разными людьми!
Позднее, в 2006 году, Хамза Хамадеевич был переведен на должность заместителя директора ЗЯБ по общим вопросам.
…Перебираем с ним старые фотографии из семейного архива, перечитываем многочисленные Почетные грамоты, вспоминаем коллег-заводчан, с которыми он проработал не один десяток лет. Хамза Хадеевич охотно отвечает на мои вопросы:
– Сорок пять лет Вашей жизни отдано ЗЯБ. Чем стали для Вас эти годы?
– Частью жизни. Может быть, главной частью. Перебираю в памяти все заводские события и прихожу к выводу: нам есть чем гордиться. Прежде всего – высоким качеством и востребованностью нашей продукции, удивительным микроклиматом в коллективе, где самоотверженность, энтузиазм и преданность делу были на первом месте. Еще запомнился небывалый дух соперничества на заводе, когда живо, неформально было поставлено дело организации соцсоревнования и каждый рабочий день начинался с пятиминутки у доски производственных показателей.
– Кого из коллег вспоминаете сегодня с благодарностью?
– Мне по жизни везло на людей. Добрые воспоминания остались у меня от совместной работы с директором завода Фаритом Мухаметшовичем Салимгареевым – грамотным специалистом и замечательным человеком, с которым мы продолжаем общаться и сегодня. Большой вклад в становление нашего завода и коллектива внесли также Эрнст Галеевич Минниханов – заместитель директора ЗЯБ, Тагир Хаматдинович Хаматдинов – начальник ПТО. Своим главным наставником я считаю первого бригадира, впоследствии начальника арматурного цеха Александра Ивановича Костикова. Огромная заслуга всех этих людей в том, что они оставили большое духовное наследство. Ведь их работа на ЗЯБ – богатый фон, на котором выросло молодое поколение специалистов.
Конечно же, не могу не вспомнить свои встречи с Евгением Никаноровичем Батенчуком – это особые воспоминания. Очень прост был в общении, не высокомерен, академик своего дела и настоящий созидатель. Я благодарен своей судьбе за знакомство и общение с ним.
– Какое событие тех лет Вам дороже всего?
– Для заводчанина, наверное, памятен каждый рабочий день: разве забудешь ввод первого крупнопанельного дома под строительным номером 1–13 из деталей нашего завода, изготовление миллионного, двухмиллионного кубометров железобетона… Ведь мы не считались тогда с выходными, работали день и ночь, так как продукцию ЗЯБ нужно было срочно отправлять во многие города. Стройки постоянно требовали материалов, из которых за рекордно короткие сроки возводились дома, соединяясь в жилые микрорайоны. «Время, вперед!» – под таким девизом мы работали и жили. Это был лейтмотив всех пятилеток, дух того созидательного времени. И очень хотелось бы, чтобы сегодняшние заводчане достойно продолжали традиции, заложенные нами в те годы.
…Крепким тылом Хамзы Хадеевича всегда была его семья: супруга Галия Гайнетдиновна, дочь Фарида и сын Рамиль. С Галией Гайнетдиновной они живут 47 лет и все преодолевают вместе, крепко держа друг друга за руку. Надо видеть, с какой теплотой эти люди относятся друг к другу, чтобы понять – настоящие чувства все же имеют место в нашей жизни. А познакомились они в Челнах, именно родной город на Каме стал главной стройкой в их судьбе. Здесь Хамза Хадеевич ушел «с головой» в работу на заводе, а Галия Гайнетдиновна более тридцати лет проработала экспедитором в химчистке «Снежинка». Для них родной город и тепло домашнего очага – не банальные фразы. С радостью и надеждой смотрят они сегодня на внуков: подрастает достойная смена – четверо ребят. Как знать, может быть, трудовая дорога, проложенная прадедом и дедом, и их приведет на ЗЯБ? В любом случае, внукам необходимы советы старшего поколения Хамидуллиных, их поддержка. Жизнь продолжается…
На снимках:
1,2,3 - Так выглядел завод ячеистых бетонов в 70-е годы.
4 – ветеран стройки Хамза Хадеевич Хамидуллин.
5 – Х. Х. Хамидуллин с Героем Социалистического Труда В. С. Мавликовым.
6 – начальник транспортного цеха «КамгэсЗЯБ» Рамиль Хамидуллин.
05.07.2018